Модель дома (журнал "Карьера", 2002, № 1)

Если бы за разводы давали награды, Мария Тишкова и Евгений Кафельников наверняка удостоились бы приза "событие года".
Общественность глубоко скорбит по поводу безвременной кончины их союза. Они были очень эффектной парой: блестящий теннисист, очарова- тельная манекенщица, две маленькие дочки, куча денег, даже собственный самолет. Чего им не хватало?

Того же, что и всем другим, не столь знаменитым людям, которые иногда разводятся: взаимопонимания, терпения, баланса личных и общих интересов. Обо всем этом так легко судить со стороны, но когда это происходит с тобой...

В 1998 году, перед открытым чемпионатом Австралии, Кафельников, боксируя в зале по "груше", сломал палец, выбыл из турнира и в результате сильно потерял в рейтинге. Через два года Женя признался, что не "грушу" он боксировал, а в сердцах заехал рукой по стене. Так они с Машей выясняли отношения. "Когда два очень молодых человека пытаются изложить свои аргументы в споре и одному из них вдруг не хватает слов, иногда происходит нечто неожиданное. Вот так это и было со мной...".

Тут, правда, надо оговориться, о ком речь. Не о чиновнике, которого совершенно не жалко вымазать дегтем и обвалять в перьях за шашни с молоденькими секретаршами, не о политике, мечтающем переделать мир, потому что не хватает ума договориться с собственной женой. Речь, без преувеличения, о национальном герое, первом русском теннисисте, уже семь (с 1995-го) лет входящем в десятку сильнейших игроков мира. И, может, его победа на "Ролан Гаррос" в 1996 году из памяти стерлась, но триумф на Олимпиаде в Сиднее мы все очень даже помним. Как Женя, еле живой после тяжелейшего поединка, подняв российский флаг, совершал круг почета по стадиону. А мы, зрители, сидя у телевизоров, просто упивались: какой он все-таки молодец! Поэтому все, что вы прочтете ниже, написано с сочувствием к людям и обстоятельствам.


ИГРА НА ПОРАЖЕНИЕ

...Они познакомились в 1996-м в Москве на дискотеке. Потом злые языки будут утверждать, что Машу ему подсунули друзья, чтобы развлекся. Никто не ожидал, что все зайдет так далеко. Позже у нее спрашивали: "А как он за вами ухаживал?" - "Да никак, - отвечала она, - все само собой случилось. Предложил поездить c ним по миру, посмотреть теннисные турниры". Ну кто откажется?! Тем более молоденькая девочка, за пару лет до этого перебравшаяся в Москву из маленького белорусского городка, убежавшая искать счастья в столицу от глухонемых родителей.

Люди, которые с ней общаются, говорят, что образования и культуры у нее маловато, зато напор дикий, что это очаровательная молодая акула с мертвой хваткой и что в формат "сказки про Золушку" ее история явно не вписывается. По темпераменту она больше напоминает мачеху из одноименного фильма, чем смиренную, робкую падчерицу. "Как Кафельникова вообще угораздило на ней жениться? - недоумевают праздные наблюдатели. - Маша из разряда тех девушек, которые после первого же поцелуя милым капризным тоном требуют вначале угостить мороженым, потом отвезти домой на такси, затем купить колечко с бриллиантом, ну, и так далее".

Была ли Маша тогда "известной манекенщицей" (как ее называют) или только пыталась таковой стать - вопрос. По некоторым сведениям, весь ее послужной список - три-четыре показа от силы. Для карьеристки, пытающейся преуспеть в "модном" бизнесе, она вела себя нелогично: познакомилась с певцом, лидером группы "МФ-3" Кристианом Рэем, и тут же родила ему ребенка. "Вы ее любили?" - интересовались у Кристиана. Он отвечал, как герой Михаила Козакова: "Любил ли я ее, любила ли она меня - не все ли равно? Главное, когда мы были вместе, все смотрели только на нас".

После расставания с Машей Кристиан Рэй вдруг приобщился к "Церкви Христа" (религиозная секта канадского происхождения), бросил петь, по его собственному признанию, три года не приближался к женщинам. В 99-м женился на "сестре" по вере из Америки и, очевидно, навсегда уехал за океан. У Маши к тому времени было уже двое детей и муж - Евгений Кафельников.


В ПОИСКАХ ПИГМАЛИОНА

На момент их встречи Жене шел 23-й год. Это был тот классический случай, когда человек по большому счету ничего, кроме спорта, в жизни не знал и не видел. В теннис его, шестилетнего, привел папа. "Отец Жени был очень честолюбив, и ему хотелось во что бы то ни стало сделать из сына чемпиона, - вспоминал первый тренер Кафельникова, Владимир Дутов. - Часто, вместо того чтобы идти на тренировку, Женя отправлялся с удочкой на реку. Походы заканчивались одинаково: Кафельников-старший, с ремнем в одной руке и с зареванным сыном в другой, сотрясая воздух криком и матом, появлялся на корте".

В результате из Жени получилось то, что получилось: одни называли это целеустремленностью, вторые замкнутостью. "Мне нужно побеждать, я не могу проигрывать, физически не могу, мне плохо, когда я проигрываю... Я - монах. Не пью, не курю, на дискотеки не хожу, подружек не имею. Никаких крайностей, хотя хочется иногда отколоть что-нибудь этакое, например выехать на корт на танке".

До танка дело не дошло. Может, и зря. Ну повеселился бы, выпустил лишний пар. Зато "монах" Кафельников (к тому времени миллионер), вроде бы манкировавший слабым полом, вдруг выбрал в подруги мать-одиночку. Наверное, мало кто испытывал восторг от этого союза, уж точно не родители и не тренер Анатолий Лепешин, с которым Кафельников через какое-то время расстался. Говорят, Маша стала последней каплей.

У юной фотомодели-манекенщицы началась фантастическая, по понятиям обывателей, жизнь: путешествия по всему миру, светские рауты, внимание прессы. Если ты молодая и красивая, тебе и карты в руки - блистай. Но ей было очень нелегко: при уникальной фотогеничности она оставалась девушкой из Белоруссии, ничего не умела и не знала - ни языков, ни элементарного этикета. Какое платье подойдет для коктейля, а какое для ужина? Как, к примеру, реагировать, если жена Бориса Беккера, Барбара, при каждой встрече с Кафельниковым бросается ему на шею и целует в обе щеки?! Маша, что называется, не вписалась. "Она всегда была особняком. Наверное, характер такой", - говорил один теннисист.

Ее проводником в мир тенниса первое время была жена тренера, Наталья Лепешина. "Она - мудрая женщина, - говорила Маша. - И наверное, поняла, что, если Женя от меня просто так не отказывается, значит... нужно лепить из того, что есть. Лепить из меня его жену... Иначе и Женя может начать плохо играть, и ссоры будут постоянные с тренером". Такой вот мягкий шантаж: лепите, а то муж играть не будет.

Кстати, в определении "мать-одиночка" нет ничего зазорного. Певица Бьорк, между прочим, тоже мать-одиночка, но никому и в голову не придет бросить упрек. Маша же Тишкова, судя по всему, из-за прошлого комплексовала: "Меня взяли, как говорится, из грязи в князи, спасибо им за это, но постоянно унижать... Меня не любили. У меня был ребенок в гражданском браке, я - бывшая модель, у меня глухонемые родители и полно "доброжелателей". Скорее всего, "доброжелатель" был один - она сама, фатально неуверенная в своих силах.

Ничто так не повышает женскую самооценку, как рождение ребенка. "Когда бы мы жили без затей, я нарожала бы детей от всех, кого любила, всех видов и мастей", - пела Вероника Долина. И Маша Тишкова поступила так же. Вскоре выяснилось, что она беременна. 11 июня 1998 года они с Кафельниковым расписались, а через четыре месяца, 23 октября, родилась Олеся.

Еще через какое-то время оказалось, что Маше неуютно не только на светских раутах, но и во время матчей. Она приходила на игру, а назавтра газеты выходили с фотографиями и комментариями: жена Кафельникова нервно заламывала руки. Легче всего Женя чувствовал себя, когда знал, что Маша сидит в отеле с детьми и смотрит его по телевизору.

"А теннис-то вам нравится?" - "Это очень захватывает. Могу смотреть игру по три часа и больше... И не устаю".

"Что вы ему готовите?" Следовала пуза. "Я раньше готовила. Вообще, как любой русский человек, в основном живущий за границей, он страшно скучает по русской еде. Может, например, съесть полкастрюли борща с хлебом".


А ТЫ, МАША, НАКРОЙ НА СТОЛ

Что делать хорошенькой молодой женщине, если делать ну совершенно нечего, если даже хлопоты о детях взяли на себя родители мужа?! Маша поступила в институт, она хотела изучать психологию, чтобы понять себя и собственного мужа, как-то выстроить отношения. Но учеба - такой долгий путь, столько волокиты, экзамены там разные, зачеты. Как и Кристиан Рэй, она нашла утешение в "Церкви Христа".

Женя был (и есть) человек долга. Если на корте он боролся за победу, то в семейной жизни такой целью стало воспитание дочерей. Это замечали абсолютно все: он был весьма сдержанным мужем, но безумно нежным отцом (во всяком случае, на людях). "Я и Маша - люди сложные, - говорил Кафельников. - Но наша семейная жизнь достаточно легкая, светлая. Особенно когда есть дети. Я очень счастлив, что дети здоровы, что они накормленные, радостные, красивые, чистые, уютные. У моих родителей были определенные моменты, когда они уставали друг от друга, им хотелось развестись, а в то время я был как раз подростком... Я им очень благодарен, что они сохранили семью. Знаю, что и нам с Машей будет трудно, но это ведь процесс, от него никуда не сбежать. Самое главное, когда есть дети, - сохранить семью".

Внешне все выглядело благополучно: Женя и Маша позировали для журналов, 1 февраля 2001 года их пригласил на свой день рождения Борис Ельцин, есть даже фотография, где чета Кафельниковых нежно окружает-поддерживает Бориса Николаевича. Наина Ельцина втихую совала Маше бумажку со своим телефоном.

А с другой стороны, росло обоюдное раздражение. К родне Маши в Белоруссию не ездили ни разу: Женя боялся радиации. Если родители жены приезжали в Сочи, отец и мать Жени из дома уходили, под тем предлогом, что им сложно общаться с глухонемыми.

"Мои родители меня жалели. Им с самого начала было понятно, что ничего хорошего из этого не выйдет. Я культивировала в себе уважение к его родителям. Молчала. Никому не жаловалась. Надеялась, со временем все образуется. Мои попытки угодить всем воспринимались как слабость. Они видели в этом молчании покорность, мое ничтожество".

Она говорит, что Женя запер ее в четырех стенах. Работать манекенщицей не разрешил, любое ее движение контролировал. "Я полностью превратилась в домохозяйку. Нет больше той Маши, которая когда-то зажгла Евгения Кафельникова".


КОНФЛИКТ МЯЧА И ОРАЛА

Спусковым крючком развода стала покупка нового дома, половину которого Женя преподнес супруге в качестве подарка. "Я пыталась объяснить, что нам пора жить самостоятельно. Нужен свой дом, где дети будут спать в своих кроватках. Был куплен особняк в Швейцарии, обставленный в современном стиле с элементами старины...".

Но не спасли элементы старины. То ли у нее лопнуло терпение (постоянно циркулировали слухи о его изменах), то ли вмешались опытные советчики из таинственной секты, только Маша подала в швейцарский суд заявление: она хотела какое-то время пожить отдельно от мужа. "Единственное, что я хотела, - спасти нашу семью. И если мы сами не могли разобраться в своих взаимоотношениях, что плохого в том, если это сделает суд?"

Мог. Но лучше все-таки, чтобы это делал русский суд. Потому что швейцарцы, в частности, запретили бабушке и дедушке вывозить Олесю из страны. И потом по европейским законам вначале супруги живут отдельно, затем, по прошествии энного количества времени, они считаются как бы автоматически разведенными, а при разводе жена может рассчитывать на половину имущества мужа. Так до конца и не ясно, что же подтолкнуло Евгения форсировать события. "Некоторое время меня не было в России, - объясняла Маша, - я находилась в Швейцарии с дочерьми. И вдруг узнала, что Женя подал на развод и, более того, оказывается, мы уже в разводе. Все это произошло без моего участия. Для меня это было настоящим ударом!"

Вскоре после развода Кафельников подал в суд новый иск - на сей раз речь шла о дочери Олесе, ее местожительстве. Он хотел оставить девочку у себя. И тут-то информация просочилась в прессу, и поднялся страшный шум. Журналисты и юристы сходились во мнении, что у Кафельникова нет ни единого шанса "отсудить" дочь: в нашей стране ребенка практически всегда оставляют с мамой, тем более если папа сильно занят. Но случилось чудо: до 2005 года Олеся будет жить с папой, точнее, с бабушкой и дедушкой в Сочи. Маша сможет видеть дочь лишь с согласия бывшего мужа. Очевидно, суд учел, во-первых, 20-миллионное состояние Кафельникова, а во-вторых, принадлежность Маши к религиозной секте. Впрочем, адвокат Евгения, Анна Денисова, утверждает, что серьезных эксцессов во время слушаний не было. "Надо отдать должное, Тишкова вела себя вполне прилично. Лишь один раз у нее произошел срыв. Она тогда устроила истерику и начала зазывать в дом телевидение, чтобы все видели, как ее будут выгонять".

Сразу после развода Маша Тишкова заявляла, что уедет в Швейцарию, так как в России у нее нет ни жилья, ни прописки. Но сейчас она в Москве, учится на журналиста в одном из частных вузов, у Матвея Ганапольского. Мечтает сделать собственную программу на ТВ, светское шоу, где были бы сплошные "селебрити" (знаменитости), ну и она бы блистала в качестве ведущей в чем-нибудь скромном от Живанши или Диор.


БОЛЬШИЕ ДЕТИ

Каков же итог всей этой истории?

Рискну предположить, что Женя и Маша не совпали, так сказать, по психологическому типу. Великие спортсмены, равно как и артисты и другие творческие люди, очень часто плохо ориентируются в быту и обществе. Им, вообще-то, нужна жена-мать, опытная, активная, крепко стоящая на ногах. Даже Маша Тишкова отмечала, какие у известных теннисистов... странные жены: "Я была поражена, когда познакомилась с этим миром поближе... Не так уж много там красивых женщин. Иногда даже удивлялась: идет такой высокий, красивый, атлетический парень. И рядом с ним... ну как бы это сказать, не очень эффектная женщина. На первый взгляд она ему совсем не подходит..." Это как раз тот случай, когда не в красоте счастье.

Что же касается Жени, то сегодня, в перерывах между телефонными (двадцать раз на дню) звонками дочери, он ведет активную светскую жизнь. В московских ночных клубах его часто видят с певицей Любой Успенской, которая с виду годится ему в кардинально старшие сестры. Болельщики даже обиделись: "Он что, моложе не мог найти?!" А ему, по всей видимости, моложе - вредно. Маша говорила: "Мы все большие дети", имея в виду не только дочек, но и себя с мужем.

То, как ее могли воспринять в обществе, оказывается, полностью зависело от мужа. "Только от него. Как он меня преподнес, как он меня показал, как он меня представил.

"Я поняла, что мужчина в жизни главный. Женщина должна ему себя подчинять". Прекрасный домостроевский принцип, с которым, наверное, легко было в Афганистане во времена талибов. С такими взглядами на жизнь самое место в секте. Если Маше действительно оставили $2 млн. (чего она не отрицает), то наверняка "братья" и "сестры" о ней позаботятся.

Евгений на роль Пигмалиона явно не тянул. Он жил холостяцкой, вольной, мальчишечьей жизнью, предпочитая "играть в мячик", а все другие проблемы делегировать родителям. "Ему это было удобно, - говорила Маша. - Он доверял родителям меня, детей - все было под их контролем. На самом же муже не было никакой ответственности за семью. Приезжал на несколько дней, немного играл с детьми и отправлял их к бабушке с дедушкой".

Хотя Кафельников и говорил, что он человек властный и не любит, когда жена самостоятельно принимает решения, суть конфликта как раз в другом: в этой семье явно не могли договориться, кто кого опекает и лепит. И сломанные пальцы не помогали. Палец как раз симптоматичен: это такой детский аргумент, когда эмоций масса, а рассудить и поступить как взрослые еще не получается.

Давно замечено: стоит кому-то из теннисистов, находящихся в кризисе, развестись, его спортивные дела резко идут в гору. Андре Агасси уже списали в тираж, но после шумного бракоразводного процесса с кинозвездой и упоительной красавицей Брук Шилдс он начал крушить соперников направо и налево. Вот и Евгений Кафельников, порвав с женой, словно сорвался с цепи - в этом году он играл блестяще... 18 февраля 2002 года ему исполнится 28 лет. 190 рост, 84 вес, хват ракетки - правша, 4-я позиция в мировом рейтинге, 494/229 - соотношение побед и поражений, олимпийский чемпион 2000 года, победитель открытых чемпионатов Австралии 1999 года и Франции 1996 года, пятикратный обладатель Кубка Кремля (1997-2001). $3 238 889 заработал он в 2001 году и около $20 млн. за всю карьеру. Завидный жених. Для потенциальных мамаш.


Лариса ЛАРИНА, "Карьера" №1, 2002



Почтовый ящик сайта: kafelnikov@nm.ru kafelnikov@nm.ru
C уважением, Дмитрий.
C уважением, Дмитрий.
Удачи. Удачи. Удачи.
Евгений Александрович Кафельников- ЧЕМПИОН.